geneticist73
Протагонист – это герой истории, который воплощает её суть. В рассказе может быть не один главный герой (иногда, как в Психо, в середине рассказа может произойти смена героя). Когда протагонист не один, они могут действовать двумя способами:

Сообща – герои разделяют общие задачи, испытывают общие трудности и радуются общим достижениям в борьбе за свои цели. Как пример – «Грязная дюжина» Роберта Олдрича или «Великолепная пятерка» Энид Блайтон.
Раздельно - у героев разные цели, достижения и неприятности. Иногда то, что хорошо для одного, может быть плохо другому. Такие персонажи у Джорджа Мартина в «Песни Льда и Огня».

Сколько бы ни было протагонистов, они должны быть привлекательны для читателей. Читатели сильнее заинтересуются рассказом, если полюбят персонажей и смогут идентифицировать себя с ними.
Давайте рассмотрим характеристики незабываемых героев.

1. Они разные и уникальные.
Сколько бы ни было протагонистов, все они должны обладать особыми качествами. Благодаря своей непохожести они смогут дополнять друг друга и действовать как команда, но это приводит и к конфликтам между ними (что хорошо для автора: нет конфликта – нет рассказа!)

2. Они последовательны.

Главные герои – цельные личности. Ничто не раздражает сильнее, чем внезапные поступки персонажа, противоречащие его обычному поведению.
Например, нельзя ожидать от альтруистичного и бескорыстного персонажа, что он нагрубит старику, попросившему уступить место в автобусе.

3. Они удивляют.
Ваши протагонисты должны быть цельными, но это не значит, что их поступки легко предсказать. Даже когда они поступают согласно своему характеру или происхождению, всегда есть место для маневра.

4. Они противоречивы.

Ваши герои получатся более достоверными, если они иногда возражают себе, получают опыт внутренних конфликтов. Всем нравятся (и приятно удивляют) персонажи с сомнениями, моральными дилеммами, потому что так мы можем сопереживать им. Такое чтение заманчиво и плодотворно.
Например, в «Графе Монте-Кристо» (осторожно, спойлер: если вы не читали, переходите к пункту 5 или прочитайте шедевр Дюма), когда Эдмон Дантес обнаруживает привязанность к сыну своего врага, мы наблюдаем сильный внутренний конфликт между его чувствами и жаждой мести. Это одна из самых сильных частей романа.

5. Они действуют.

Так же, как и конфликт, действия фундаментальны. Протагонисты должны претерпевать внешние и внутренние изменения, попадать в конфликтные ситуации, побуждающие к действиям.

6. У них должна быть мотивация.
Героям нужно идти к какой-либо цели или мечте – любой, возникающей из универсального чувства (любовь, власть, месть, справедливость, выживание и т.д.). Без мотивации им незачем будет действовать.
Здесь нужно сказать про два вида мотивации: сознательная (герои знают, что будут делать после достижения своей цели) и неосознанная (герои идут к цели без чёткого её осознания и часто взрослеют в процессе достижения).
Например, в Звездных войнах Хан Соло осознанно добивается богатства и спасения своей шкуры, но потом, в момент истины (когда под давлением проступает суть человека) он рискует жизнью, чтобы спасти друзей. Это пример неосознанной мотивации, под действием которой он эволюционирует и становится мятежным героем.

7. У них есть моральные ценности.
Главные герои должны действовать согласно своему моральному кодексу. Однако это не значит, что они безгрешны: мораль одного может не быть моралью для другого.
Вам как писателю нужно установить для ваших протагонистов пределы и моральный кодекс, согласно которым они поступают. Это поможет вам развивать потенциальные внутренние конфликты так, чтобы персонаж оставался цельным.

8. Они несовершенны.
Не знаю, как вас, а меня раздражает идеализм. Мне нравятся герои с недостатками, слабостями и травмами (конечно, не преувеличенными). Это то, что делает их людьми и вызывает понимание у читателей.
Например, Супермен был бы безупречным, если бы некоторые авторы не показывали его эмоциональную неустойчивость. Криптонит – еще одно его слабое место, но не настолько, как его чувство одиночества (он всегда будет непонятым, отличным от других), желание приспособиться и тяготы ответственности (страх не прибыть вовремя и невозможность быть в нескольких местах сразу). Уязвимость Супермена – это то, что вызывает симпатию к нему. Мы можем не знать, каково это – быть чужаком со сверхспособностями, но мы можем понять его чувства.

9. У них острый ум.
Это не обязательно, но всегда приветствуется. Героям не обязательно быть гениальными, иметь умный ответ на любой вопрос (это даже может оказаться претенциозным), но немного ума и сообразительности понравится читателю.

10. Они окружены тайнами.
И последнее, но не по значимости, - ничто не привлекает так, как загадка. Знать о героях всё с первой страницы – это как разговаривать с человеком, который вываливает всю историю своей жизни в первые пять минут знакомства. Когда кто-то нас заинтересовал, мы хотим узнать, чем же необычен этот человек, и постепенно раскрыть завесу тайны. Здесь находится магия.

@темы: типичный писатель